Синология.Ру

Тематический раздел


Да шэн ци синь лунь

大乘起信論, санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра» («Шастра о пробуждении веры в махаяну») — один из главных канонических текстов китайского буддизма махаяны. Наряду с осн. махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд. поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (I–II вв.), к-рый почитался как 13-й общебуддийский патриарх. Но поскольку «Да шэн ци синь лунь» отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее V–VI вв. либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами). Санскр. оригинал не сохранился, известны два варианта его перевода на кит. яз., выполненные в 550 Парамартхой и ок. 695 — 700 — Шикшанандой. Отсутствие санскр. текста и его тибет. перевода делают возможным предположение, что текст был создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число комментаторских сочинений (в настоящее время идентифицировано 173).
 
В отличие от мн. др. махаянских трактатов, для к-рых характерна парадоксальная и энигматич. форма изложения философских понятий, «Да шэн ци синь лунь» дает последовательное, систематич. и детально аргументированное изложение центр. положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундамент. понятия, как татхата (кит. чжэнь жу — «истинная таковость», «истинная реальность»), шуньята (кун [1] — «пустота»), самадхи (саньмэй — «просветление»), трикая (сань шэнь — «три тела [будды]») и др. Особенностью «Да шэн ци синь лунь» является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр. концепцию шуньяты школы мадхьямики (см. Саньлунь-цзун), концепции алая-виджняны (алайе ши, цзан ши — «сознание-сокровищница») и татхагата-гарбхи (жулай цзан — «сокровищница „так приходящего“») школы йогачары. Их синтезу способствовала развиваемая в «Да шэн ци синь лунь» доктрина «единого сознания» (и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с татхатой — «истинной реальностью», характе-ризуемой одновременно как «истинная пустота» и «истинная непустота». Под «пустотой» татхаты подразумевалось, что «истинная реальность» изначально свободна от всякой «омраченности» (у мин) или «загрязненности» (ань [2]). Под «непустотой» имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в «Да шэн ци синь лунь» утверждается, что «единое сознание», представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси — абс. и относит., каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие «вещей и явлений» (сян у) феноменального мира. Абс. ипостась «единого сознания» — «чистая» и «неомраченная» сущность сознания всех живых существ — находится в гармоничном единстве с «истинной реальностью» и адекватно ее отражает. Источник «омрачения» и его «первопричина» усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как «чистые», так и «омраченные» дхармы. Динамика процесса «омрачения» сознания и взаимодействия «омраченного» сознания с «неомраченным» объясняется с помощью концепции алая-виджняны. Абс. и относит. ипостаси «единого сознания» обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой «единое» и «неединое», содержат в себе как «просветленную», так и «омраченную» сущности. На основе этих концепций в «Да шэн ци синь лунь» разработана универсальная доктрина «просветления», которая обосновывает возможность как «постепенного» (цзянь у), так и «внезапного» (дунь у) достижения «просветленного» состояния сознания. Присущий «Да шэн ци синь лунь» универсалистский и синтетич. подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневосточ. буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий и разработке обобщающих концепций. Имеются полные переводы на англ. (D.T. Suzuki, 1900; Y.S. Hakeda, 1967) и рус. (Е.А. Торчинов, 1997) яз.
 
Источники:
Да шэн ци синь лунь (Шастра о пробуждении веры в махаяну). Сянган, 1926; Мотидзуки С. «Дайдзё кисинрон»-но кэнкю (Изу-чение «Шастры о пробуждении веры в махаяну»). Токио, 1922; Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосиб., 1989, с. 245–256; Трактат о пробуждении веры в Махаяну / Пер., предисл. Е.А. Торчинова. СПб., 1997; Aśvaghosa’s Discourse on the Awakening of Fate in the Mahāyāna / Tr. by Teitarō Suzuki. Chic., 1900; Hakeda Yoshito S. The Awakening of Fate. N.Y., 1967.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 245-246.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.